среда, 13 ноября 2013 г.

О технарях и "математиках"...

Скажем так по мотивам вот этого - http://18delphi.blogspot.ru/2013/11/blog-post_2.html

И немного вот этого - http://18delphi.blogspot.ru/2013/11/supports.html

Наверное я ещё раз напишу ГЛУПОСТЬ, но похоже - я без этого НЕ МОГУ...

Есть "технари", инженЕры или инженерА... Как кому будет угодно...

И есть - "математики"...


Первых я наблюдаю часто, вторых - "в природе не видел"... За исключением одного-двух, которые реально круты и СОВСЕМ из другого поколения....

Почему я говорю о "закорючках", "ореоле" и попытках усложнения...

Сейчас попробую пояснить...

Есть вот скажем - линейная алгебра - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0

Там исследуются вектора и их свойства. Ну а также - матрицы.

Вводятся понятия "векторного пространства". Что это такое. Каким аксиомам должно удовлетворять.

Дальше рассматриваются операции над векторами и матрицами. Всякие разные.

Сложение. Умножение. Транспонирование. Нахождение обратной матрицы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0

\! AA^{-1} = A^{-1}A = E

Много всего...

"За лесом - деревьев не видать"...

Ну для меня - "для колхозника"...

Бывают правда преподаватели, которые "могут объяснить на пальцах" сложные вещи.

К счастью я с такими преподавателями - сталкивался.

Не буду называть имён. Может быть я вообще "всё не так понял" и своими ГЛУПОСТЯМИ - запятнаю честное имя хороших преподавателей.

Так вот о чём я?

О "закорючках" и "объяснении на пальцах".

Одна из тем, которая разбирается - это решение системы линейных уравнений и метод Гаусса в частности - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%93%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B0

Пусть исходная система выглядит следующим образом
\left\{\begin{array}{lcr}
a_{11}x_1+\ldots+a_{1n}x_n &=& b_1 \\
\ldots & & \\
a_{m1}x_1+\ldots+a_{mn}x_n &=& b_m \\
\end{array}\right.\iff Ax = b,\quad A=\left( \begin{array}{ccc}
a_{11} & \ldots & a_{1n}\\
\ldots &  &  \\
a_{m1} & \ldots & a_{mn}
\end{array}\right),\quad x = \left( \begin{array}{c}x_1 \\ \vdots \\ x_n \end{array} \right), \quad b = \left( \begin{array}{c}b_1 \\ \vdots \\ b_m \end{array} \right).\quad (1)
Матрица A называется основной матрицей системы, b — столбцом свободных членов.
Тогда, согласно свойству элементарных преобразований над строками, основную матрицу этой системы можно привести к ступенчатому виду (эти же преобразования нужно применять к столбцу свободных членов):
\left\{\begin{array}{rcl}
\alpha_{1j_1}x_{j_1}+\alpha_{1j_2}x_{j_2}+\ldots+\alpha_{1j_r}x_{j_r}+\ldots+\alpha_{1j_n}x_{j_n} &=& \beta_1 \\
                     \alpha_{2j_2}x_{j_2}+\ldots+\alpha_{2j_r}x_{j_r}+\ldots+\alpha_{2j_n}x_{j_n} &=& \beta_2 \\
                                                                                               &\ldots& \\
                                                 \alpha_{rj_r}x_{j_r}+\ldots+\alpha_{rj_n}x_{j_n} &=& \beta_r \\
                                                                                                0 &=& \beta_{r+1} \\
                                                                                               &\ldots& \\
                                                                                                0 &=& \beta_m
\end{array}\right.,\qquad \alpha_{1j_1},\ldots,\alpha_{rj_r}\neq 0.
При этом будем считать, что базисный минор (ненулевой минор максимального порядка) основной матрицы находится в верхнем левом углу, то есть в него входят только коэффициенты при переменных x_{j_1},\ldots,x_{j_r}\![3].
Тогда переменные x_{j_1},\ldots,x_{j_r}\! называются главными переменными. Все остальные называются свободными.
Если хотя бы одно число \beta_i\neq 0\!, где i > r, то рассматриваемая система несовместна, т.е. у неё нет ни одного решения.
Пусть \beta_i = 0\! для любых i > r.
Перенесём свободные переменные за знаки равенств и поделим каждое из уравнений системы на свой коэффициент при самом левом x\! (\alpha_{ij_i},\, i=1,\ldots,r\!, где i\! — номер строки):
\left\{\begin{array}{rcc}
x_{j_1}+\widehat{\alpha}_{1j_2}x_{j_2}+\ldots+\widehat{\alpha}_{1j_r}x_{j_r}&=& \widehat{\beta}_1-\widehat{\alpha}_{1j_{r+1}}x_{j_{r+1}}-\ldots- \widehat{\alpha}_{1j_n}x_{j_n} \\
                     x_{j_2}+\ldots+\widehat{\alpha}_{2j_r}x_{j_r}&=& \widehat{\beta}_2-\widehat{\alpha}_{2j_{r+1}}x_{j_{r+1}}-\ldots- \widehat{\alpha}_{2j_n}x_{j_n} \\
                                                           &\ldots& \\
                                                       x_{j_r}&=& \widehat{\beta}_r-\widehat{\alpha}_{rj_{r+1}}x_{j_{r+1}}-\ldots- \widehat{\alpha}_{rj_n}x_{j_n} \\
\end{array}\right., \qquad \widehat{\beta}_i=\frac{\beta_i}{\alpha_{ij_i}},\quad \widehat{\alpha}_{ij_k}=\frac{\alpha_{ij_k}}{\alpha_{ij_i}}\quad (2),
где i=1,\ldots,r,\quad k=i+1,\ldots,n.\!
Если свободным переменным системы (2) придавать все возможные значения и решать новую систему относительно главных неизвестных снизу вверх (то есть от нижнего уравнения к верхнему), то мы получим все решения этой СЛАУ. Так как эта система получена путём элементарных преобразований над исходной системой (1), то по теореме об эквивалентности при элементарных преобразованиях системы (1) и (2) эквивалентны, то есть множества их решений совпадают.


и т.д. и т.п.

Это не так важно...

Это я - худо-бедно постиг....

Так вот что получается "на пальцах"?

Исходная система уравнений преобразуется к виду:

A*x=b

где A - матрица коэффициентов, x - вектор переменных, b - вектор значений.

Что нам это напоминает?

А напоминает нам это - ПРОСТЕЙШЕЕ алгебраическое уравнение:
a*x = b.

Как оно решается?

Да БОЛЕЕ ЧЕМ просто:
x = b/a

Т.е. мы подходим к вопросу, что и система линейных уравнений решается "подобным же образом". А именно:

x = b/A.

Есть только ОДНА незадача. ОПЕРАЦИЯ "деления вектора на матрицу" - НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.

Но! Пойдём ДАЛЕЕ в аналогии с алгеброй.

Что такое b/a? Это b*a(в степени -1).

Что такое A(в степени -1)?

Это - МАТРИЦА - ОБРАТНАЯ к A.

Свойства и ПРИНЦИПЫ нахождения которой были ОПРЕДЕЛЕНЫ выше.

Таким образом как решается наша система уравнений? А вот так:

x = b * A(в степени -1)

Вот ТАК объясняют ХОРОШИЕ преподаватели, а не в терминах "скобочек" и  "закорючек".

Для инженеров как минимум. Которых - ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство.

И уж никак не в терминах "свёрток", "сцепок" и прочих вещах из ФЯ, которые я уже забыл.

Мне вот про монады пытались "несколько месяцев объяснить".

Пока я не понял, что "монада" это всего лишь - "конвейер функций". Который сам по себе - недетерминирован, а вот каждая из функций этого конвейера - детерминированна.

(И там - проявлю занудство - можно применять паралеллизм и кеширование результата).

Также хорошие преподаватели "на пальцах" объясняют, "что такое производная".

Что это "с одной стороны" - тангенс угла наклона к кривой графика функции (в каждой точке).

Но! С ДРУГОЙ стороны - ПРОИЗВОДНАЯ это - СКОРОСТЬ. Функция - это пройденный путь - x(t). А производная x'(t) - это скорость. В каждой конкретной точке.

И ОПЯТЬ же - ВСЁ сводится к ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ.

x'(t0) = (x(t) - (t0))/(t - t0)

Ну и далее говорится примерно следующее - "посмотрите на то как вычисляется "средняя скорость на отрезке времени"".

А вот если отрезок времени устремить к нулю, то получим "реальную скорость в этой точке времени".

Ну примерно такая же аналогия с интегралом и площадью под графиком функции.

И т.д. и т.п.

Даже "дивиргенцию" и "ротор" хорошие преподаватели "ухитряются" объяснить на пальцах.

А уж "градиент" - и подавно.

Ну или скажем - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Там тоже - "примерно всё понятно"...

"Ключевая идея в динамическом программировании достаточно проста. Как правило, чтобы решить поставленную задачу, требуется решить отдельные части задачи (подзадачи), после чего объединить решения подзадач в одно общее решение. Часто многие из этих подзадач одинаковы. Подход динамического программирования состоит в том, чтобы решить каждую подзадачу только один раз, сократив тем самым количество вычислений. Это особенно полезно в случаях, когда число повторяющихся подзадач экспоненциально велико."

Опять наверное скажу ГЛУПОСТЬ, но "хвостовая рекурсия" - по-моему - где-то из этого рода...

Но почему "надо писать закорючки" - не понимаю...

Или вот скажем - "Преобразование Лапласа" - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Начинаешь читать статью даже в википедии - "оторопь берёт"...

Но! О чём речь?

В электротехнике мне достаточно доступно это объяснили.

Опять же - для инженеров.

Есть система линейных дифференциальных уравнений. Если я ничего не путаю.

Которая описывает электрическую схему переменного тока с конденсаторами, сопротивлениями и индуктивностями.

Встаёт вопрос - как решить эту систему?

Всё очень просто - переводим систему дифференциальных уравнений, в алгебраическую. Но в КОМПЛЕКСНОЙ плоскости.

Как?

Ребята! Инженеры - для вас есть аналог "таблиц брадиса" и способ "декомпозиции".

Он - ФОРМАЛЬНО описан.

Т.е. ФОРМАЛЬНО из системы дифференциальных уравнений - получаем - систему алгебраических уравнений, в КОМПЛЕКСНОЙ плоскости.

А далее к решению применяем ОБРАТНОЕ преобразование. В виде всё тех же "таблиц Брадиса" и "декомпозиции".

И получаем решение исходной системы.

Всё - "проще некуда"...

Зачем тогда "закорючки", морфизмы и "сцепки"?

Никого не хочу обидеть.

Но! Иногда мне "адепты ФЯ" напоминают "в некотором роде секту". Они влезают в чужие обсуждения" наподобие вот этого - http://18delphi.blogspot.ru/2013/07/blog-post_20.html?showComment=1374677196002#c7262330173032690440 и говорят - "а наш язык - сильно выразительнее".

С ХРЕНА ЛИ он выразительнее, если вы ПОТОМ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ рассказываете мне про монады? И не можете рассказать.

Хотя - ВСЁ ПРОСТО - http://18delphi.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6.html

Почему ГЕНИИ ФЯ - не могли этого СРАЗУ СКАЗАТЬ?

Ну и уж... Рассуждения о "чистых" и "нечистых" ФЯ - http://18delphi.blogspot.ru/2013/11/blog-post_2.html?showComment=1384089384288#c3116006858260631287 - вводит меня в ступор....

РЫБЯТЫ! Простите!

Детерминированность ВАЖНА или нет?

Вот это:
"Функциона́льное программи́рование — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значенийфункций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).
Противопоставляется парадигме императивного программирования, которая описывает процесс вычислений как последовательное изменение состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). При необходимости, в функциональном программировании вся совокупность последовательных состояний вычислительного процесса представляется явным образом, например как список.
Функциональное программирование предполагает обходиться вычислением результатов функций от исходных данных и результатов других функций, и не предполагает явного хранения состояния программы. Соответственно, не предполагает оно и изменяемость этого состояния (в отличие от императивного, где одной из базовых концепций являетсяпеременная, хранящая своё значение и позволяющая менять его по мере выполнения алгоритма)."


-- УСТОЯВШЕЕСЯ и ОБЩЕПРИНЯТОЕ определение или нет?

Ну и на "закуску".. Опять про линейную алгебру...



"Метри́ческим простра́нством называется множество, в котором определено расстояние между любой парой элементов."

Т.е. ОПРЕДЕЛЕНА - МЕТРИКА.

И если я ПРАВИЛЬНО понимаю - введено скалярное произведение.

И если проводить аналогию то - вектора параллельны, если скалярное произведение равно нулю.

Теперь как определить "похожесть документов"?

Описать документы в виде векторов и ввести метрику... А скалярное произведение - УЖЕ определено...

Если скалярное произведение МЕНЬШЕ какой-то заранее заданной дельты, то документы - "похожи"...

Вопрос конечно только в том - "как ввести метрику"... Но мне лично - это и не сильно интересно...

Я к чему? НА ПАЛЬЦАХ надо всё же стараться объяснять...

Никого не хотел обидеть.

Наверное написал глупость.

P.S. К чему я кстати? "Пишите на Haskell".. "пишите на Python".. РЫБЯТЫ... Обоснуйте! :-) ЗАЧЕМ? МОТИВАЦИЯ какая?

Мне лично - ВООБЩЕ ВСЁ РАВНО на чём программировать.. И да - "Cobol" - уважаю...

P.P.S. что хочу сказать ещё о том как вижу индустрию развития производства ПО - это ТЗ, "чертежи" и тесты. И "номенклатура микросхем". Как-то так "на пальцах"... Ну или "атлас машин и механизмов"...

Ну и - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

и - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9

и - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

P.P.P.S. Вот этого - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B8.D0.BF_.D0.BC.D0.B0.D0.BA.D1.81.D0.B8.D0.BC.D1.83.D0.BC.D0.B0_.D0.9F.D0.BE.D0.BD.D1.82.D1.80.D1.8F.D0.B3.D0.B8.D0.BD.D0.B0

мне к сожалению "на пальцах" не смогли объяснить...

10 комментариев:

  1. >Вот ТАК объясняют ХОРОШИЕ преподаватели, а не в терминах "скобочек" и "закорючек".
    >И уж никак не в терминах "свёрток", "сцепок" и прочих вещах из ФЯ, которые я уже забыл.

    "свёртка" это функция. Одна функция - уже слишком сложно? :D
    Изучая новый язык вам в любом случае потребуется изучить новые термины. Вас не должно пугать то, что они здесь похожи на математические. Никакие математические знания не требуются.

    >Но! Иногда мне "адепты ФЯ" напоминают "в некотором роде секту".
    >Они влезают в чужие обсуждения" наподобие вот этого

    Разве я куда-то влезал? До ФП дошло по ходу обсуждения же, нет?
    К тому же я подумал, что это интересная тема для обсуждения. И не надо превращать её в "войну". Просто делимся мыслями.

    >Хотя - ВСЁ ПРОСТО - http://18delphi.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6.html
    >Почему ГЕНИИ ФЯ - не могли этого СРАЗУ СКАЗАТЬ?

    "ГЕНИИ ФЯ", видимо, думали что вы удосужились таки прочитать хотя-бы определение в вики,
    ссылку на которую сами же тогда скинули. Там ровно то же самое написано. >_<
    А вообще - вы не с того конца монады начали изучать. Для начала нужно понять сам язык, а в его терминах это не сложнее "интерфейса" с 4мя "методами".

    >Ну и уж... Рассуждения о "чистых" и "нечистых" ФЯ
    >вводит меня в ступор....

    Ещё скажите что мы уже определились с тем, что такое ООП.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ещё скажите что мы уже определились с тем, что такое ООП."

      ;-)

      "
      -- Василий Иванович - ты за большевиков али коммунистов?
      -- Я - за интернационал!
      -- За второй или третий?"

      Я ЛИЧНО ни "за" ООП, ни "за" функциональность, ни "за" мультипарадигменность etc
      Я - ЗА - "методы решения задач". Удобные и подходящие в каждый конкретный момент.

      Удалить
    2. "думали что вы удосужились таки прочитать хотя-бы определение в вики"

      сказали грубость, и даже не поняли...

      "это интернет детка"...

      таки - удосужился...

      Удалить
    3. "Мона́да в функциональном программировании — это *абстракция* линейной цепочки связанных вычислений. Её основное назначение — инкапсуляция функций с побочным эффектом от чистых функций, а точнее их выполнений от вычислений[1]"

      "In functional programming, a monad is a *programming structure* that represents computations. Monads are a kind of *abstract data* type constructor that encapsulate program logic instead of data in the domain model. A defined monad allows the programmer *to chain actions together to build a pipeline* to process data in various steps, in which *each action is decorated with additional processing rules provided by the monad*. Programs written in functional style can make use of monads to structure procedures that include *sequenced operations*, or to define some arbitrary control flows (like handling concurrency, continuations, side effects such as input/output, or exceptions)."

      Удалить
    4. "Функция return описывает «возвращение» (втягивание) типа a в монаду m, то есть обрамление его контейнером."

      Очень всё понятно :-)

      Мне-то - ТЕПЕРЬ - понятно...

      Удалить
    5. ""свёртка" это функция. Одна функция - уже слишком сложно?"

      Не понял..

      Удалить
    6. Я лично знаю только вот такую свёртку - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%82%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7)

      Удалить
  2. >*programming structure*

    Ничего не значит.

    >*to chain actions together to build a pipeline*
    >*sequenced operations*

    "абстракция *линейной цепочки связанных вычислений*". Не то же самое?

    >*each action is decorated with additional processing rules provided by the monad*

    Непонятно что они хотели этим сказать, и как это могло помочь в понимании.

    >Очень всё понятно :-)
    >Мне-то - ТЕПЕРЬ - понятно...

    Вы, кстати, уверены, что сама "магическая статейка" вам понятна лишь потому, что вы уже знаете о чём речь? Там, к слову, нет ничего про return.

    >Не понял..

    Свёртка списка. Довольно частая операция, я решил что речь о ней.

    ОтветитьУдалить
  3. >вам понятна лишь потому
    вам понятна не потому*fix

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Вы, кстати, уверены, что сама "магическая статейка" вам понятна лишь потому, что вы уже знаете о чём речь?"

      -- я думал об этом. Много. НЕ УВЕРЕН.

      Удалить